Chehov :
ЧЕХОВСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА
В рассказе Антона Павловича Чехова "Репетитор" репетитор-семиклассник Зиберов
решал со своим учеником, двенадцатилетним Петей, такую задачу:
«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб.
Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого,
если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»
С тонким юмором описывает Чехов, как беспомощно трудились над этой задачей
и репетитор, и его ученик, Петя, пока не выручил их Петин отец, Удодов:
Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138. |
- Для чего же вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка, я разделю! |
Зиберов [репетитор] делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
|
- Странно... - думает он, ероша волосы и краснея. - Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая. |
Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.
|
- Гм!... странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то! |
- Решайте же! - говорит он Пете, - Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая, - говорит Удодов Пете. - Экий ты дурак, братец! Решите уже вы ему, Егор Алексеич.
|
Егор Алексеич [репетитор] берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.
- Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, - говорит он. - Ее с иксом и игреком решить можно.. Впрочем, можно и так решить. Я вот разделил... Понимаете? Или, вот что. Решите мне эту задачу к завтрему... Подумайте...
|
Петя ехидно улыбается, Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.
|
- И без алгебры решить можно, - говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. - Вот, извольте видеть...Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
- Вот-с... по-нашему, по-неученому
|
....................................................................................................................
Репетитор мог решить эту задау алгебраическим или арифметическим способом,
чтобы научить Петю. Петин Папа решил её на счетах.
Ниже привожу разные способы решения этой задачи.